|
|
МАТЕРИАЛЫ
II Всероссийской
научно-практической Internet-конференции
22-28 мая 2006 год,
г.Тамбов
АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ
ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Кондратьева Г.В., Котенко Т.Н., Воронина
А.В.
Тамбовский государственный университет им.
Г.Р. Державина
МОУ СОШ № 8 г. Рассказово
Педагогические концепции характеризуют
тенденции в развитии гуманистической педагогики, педагогики не
функциональных, а личностных отношений. Отметим, что в целом в
современной педагогической науке преобладают концептуальные воззрения, в
соответствии с которыми акцентируется внимание не на единичных фактах, а
на целой системе взглядов и идей. Ознакомление с ними, как отмечает С.В.
Кульневич, способствует пробуждению у педагогов -практиков
концептуального педагогического мышления. Оно отличается от рационально-
прагматического тем, что направлено на глубинное понимание смысла новых
идей, проникновение в существо предлагаемых для реализации научных
замыслов. Это особенно важно, т.к. современной школе необходим учитель,
который не только умеет думать, но и способен мыслить, т.е. порождать
собственные смыслы педагогической деятельности, что составляет сущность
одной из идей гуманистической педагогики. С ее позиций ни одно из
теоретических положений не является бесспорным и жестким постулатом,
учитель подходит к образованию как к творческой, реально гуманной
деятельности. В свою очередь, чтобы учение и поведение ученика стали
гуманными, необходимо изменение режима его работы и сознания. Из режима
отражения (повторения, воспроизведения переданных учителем знаний и
опыта поведения) оно должно быть направлено в режим творческого
производства собственных смысла и опыта - учения, поведения,
самореализации. Но сознание - это самоорганизуемая система. Оно не
терпит насилия и привычных для формирования мыслительных операций
воспитывающих и обучающих воздействий традиционной педагогики.
Личность, подчеркивает В.В. Сериков, с точки
зрения гуманистической педагогики, понимается как носитель сознания и
воли, она может развиваться только произвольно, лучше сказать,
добровольно. Однако механизм принуждения нельзя при этом исключить
совершенно. Он оказывается как бы «встроенным» в личность, и педагог
нередко прибегает к нему, воздействуя на обучаемого и воспитуемого через
стыд и неприятные переживания. Гуманистическое воспитательное
воздействие предполагает, вероятно, сохранение этого механизма как
внутреннего феномена. Как только личность начинает воспринимать это
«насилие» как насилие без кавычек, ее поведение обретает
защитно-оборонительный характер, происходит адаптация к наказанию, и
парадокс здесь в том, что по мере эскалации наказания растут и
адекватные усилия личности. Она как бы «Закрывается» для воспитательного
влияния, отчуждается от деятельности, через которую это влияние хотели
бы осуществить.
Конкретным источником развития индивида могут
выступать различные сферы его жизнедеятельности; личностный опыт может
приобретаться в сфере интеллектуально-познавательного поиска, если
таковой превращается в поиск знания, наделенного личностным смыслом; в
процессе коммуникативно-диалогической деятельности, если таковая ведет
к выработке и апробации собственной жизненной позиции; в сфере
эмоционально-личностных проявлений при поиске личностных смыслов,
наработке и переживании ценностных аспектов различных действий и
отношений. Словом, воспитание всех личностно ценных и значимых качеств
означает реализацию идеи гуманного обучения и воспитания, отношение к
человеку как к высшей ценности.
Практическая деятельность
общеобразовательных школ, как отмечают Т.И. Шамова, Т.М.
Давыденко, в настоящее время изобилует разнообразными попытками
создания образовательной среды, способствующей самореализации учащихся:
появление образовательных учреждений (гимназий, лицеев, авторских школ),
обеспечивающих повышенный уровень образования; введение профильного
обучения, решающего, прежде всего, проблему профессионального
самоопределения обучающихся; включение учащихся в работу творческих
объединений на основе учета их познавательных интересов и др.
Потребность сделать школу для всех учащихся более гуманной и
привлекательной ощущается как одна из самых насущных. Именно эта
потребность вызвала к жизни идею создания адаптивной школы, которая
призвана учитывать возможности всех детей, обеспечивая условия для их
жизненного самоопределения и самореализации.
Сторонники адаптивной системы образования
считают, по мнению П.И. Третьякова, С.Н. Митина, Н.Н. Бояринцевой, что
ее эффективность будет заключаться в том, что с меньшими затратами для
школьника, его психического и физического здоровья можно будет достичь
тех же результатов в обучении, которых достигали в единой
политехнической общеобразовательной школе, и в то же время во много раз
превзойти ее по уровню развития личности обучающихся, их
эмоционально-волевой, мотивационной, интеллектуально-творческой сфер.
Стремление сделать образование адаптивным, то
есть интересными посильным, привлекательным и с добротным уровнем
сложности, фиксированным и индивидуализированным, стандартным и
максимально творческим одновременно - это порождение сформировавшейся
гуманистической концепции образования и воспитания в современной
педагогике.
Гуманистическая традиция - стремление к
возвышению человека, наиболее полное воплощение в нем человеческой
сущности несправедливо считать явлением педагогической мысли лишь
нашего времени. По сути даже в самые мрачные периоды человеческой
истории педагогика была одной из сфер познания и практики, в которой,
несмотря на противоборство различных научных школ, а чаще - собственно
педагогического и государственно-доктринального начал, не угасал
характерный для подлинной педагогики идеал воспитания и образования.
Личностный подход в образовании преемственно
связан с гуманистической традицией в педагогике, которая корнями уходит
в глубинные истоки человеческой культуры. Расцвет гуманизма связывают с
эпохой Возрождения. В связи с этим обычно называют имена Т. Мора, Т.
Кампанеллы, Ф. Рабле, Я.А. Коменского. Позднее к этой плеяде
стали причислять представителей нового времени - М. Монтеня, Ж.-Ж.
Руссо, Л.Н. Толстого.
В современной педагогике гуманистическая
концепция вызвала к жизни новый этап развития мировой педагогической
мысли:
• меняется общий взгляд на образование в
направлении более глубокого понимания его как культурного процесса, суть
которого проявляется в гуманистических и творческих способах
взаимодействия его участников;
• изменяется представление о личности,
которая наделяется различными субъективными свойствами,
характеризующими ее автономию, независимость, способность к выбору,
рефлексии, саморегуляции и т.п., в связи с чем меняется и ее роль в
педагогическом процессе, она становится его системообразующим началом;
• за ученикам окончательно закрепляется
статус субъекта образования и собственной жизни, обладающего уникальной
индивидуальностью;
• в педагогику активно проникают и
становятся востребованными результаты новейших исследований о
психологических механизмах развития личности.
С точки зрения последователей гуманистической
педагогики, личностная (во многих случаях это означает «адаптивная»)
направленность образовательного процесса определяющим способом влияет на
ценности
гуманистической педагогической культуры, в
качестве которых выступают: не только знания, но и личностные смыслы
учения в жизни ребенка; не отдельные (предметные) умения и навыки, а
индивидуальные особенности, самостоятельная учебная деятельность,
жизненный опыт личности; не педагогические требования, а педагогическая
поддержка и забота, сотрудничество и диалог ученика и учителя; не объем
знаний, не количество усвоенной информации, а целостное развитие,
саморазвитие и личностный рост ученика.
Что касается содержания образования,
воспитания и обучения, то оно, с точки зрения гуманистической
педагогики, должно иметь все то, что нужно человеку для строительства и
развития собственной личности, то есть имеются в виду аспекты и сугубо
образовательный, и развивающий, и воспитательный; включаются, по
крайней мере, следующие компоненты: аксиологический, когнитивный,
деятельностно - творческий и личностный.
Аксиологический компонент имеет целью введение
учащихся в мир ценностей и оказание помощи в выборе личностно-значимой
системы ценностных ориентации, личностных смыслов.
Когнитивный компонент содержания обеспечивает
их научными знаниями о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере
как основе духовного развития.
Деягельностно-творческий компонент
способствует формированию и развитию у учащихся разнообразных способов
деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации
личности в познании, труде, научной, художественной и других видах
деятельности.
Личностный компонент обеспечивает познание
себя, развитие рефлексивной способности, овладение способами
саморегуляции, самосовершенствования, нравственного и жизненного
самоопределения, формирует личностную позицию. Личностный компонент, с
точки зрения педагогики гуманизма, является системообразующим в
содержании личностно ориентированного образования, и при этом
существенно отличается от традиционного содержания, системообразующим
компонентом которого признается когнитивный.
Переход к личностно ориентированному
образованию и воспитанию зависит от учителя - его желания, общей и
педагогической культуры, личностных качеств.
Требования, позволяющие назвать учителя
сторонником и приверженцем гуманистической педагогики, таковы: имеет
ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству; проявляет
гуманную педагогическую позицию; заботится об экологии детства,
сохранении духовного и физического здоровья детей; умеет создавать и
постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую
образовательную среду; умеет работать с содержанием обучения,
воспитательных влияний, придавая им личностно-смысловую направленность;
владеет разнообразными педагогическими технологиями, умеет придавать им
личностно-развивающую направленность; проявляет заботу о развитии и
поддержке индивидуальности каждого ребенка.
Общими принципами организации среды учения и
жизнедеятельности школьников для специалиста-приверженца
гуманистической педагогики становятся:
- природосообразность: учет закономерностей
природного развития детей, укрепление их физического и психического
здоровья;
- культуросообразность: обучение, воспитание и
организация жизни детей в контексте культуры;
- индивидуально-творческий подход:
удовлетворение интересов и потребностей каждого ребенка в разнообразных
видах творческой деятельности;
- жизнетворчество: включение детей в решение
реальных проблем их коллективной и личной жизни, обучение технологии
построения собственной жизни в изменяющихся экономических и
социокультурных условиях;
- сотрудничество: объединение целей детей и
взрослых, общая деятельность и согласованность действий, общение и
взаимопонимание, общая устремленность в будущее и взаимная поддержка.
ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Шаршов ИЛ., Макарова Л.К, Котенко Т.П.,
Савина Г Д.
Тамбовский государственный университет им.
Г.Р. Державина
МОУ СОШ № 8 г. Рассказово
Кризис современной педагогики, который можно
назвать кризисом смены парадигм, остро ставит вопросы осмысления причин
и путей выхода из создавшегося положения Анализ отечественной
образовательной системы на данный момент приводит к неутешительному
выводу о потере работниками образования идеологических и нравственных
ориентиров в современном обществе, что глобально связано с отсутствием
общенациональной идеи, а в частности, с переосмыслением и отторжением
прежних педагогических ценностей, неприемлемых с позиций демократических
свобод. Отечественная педагогика имела в своей основе идеи, которые в
настоящее время утратили свое значение, показав либо свою
искусственность, либо неприемлемость в рамках современной оценки нашего
прежнего общественно-политического строя. Следует признать, что
существовавшие псевдоценности, в том числе и педагогические, являлись
антигуманными и антидемократическими, если не на словах, то деле, что
обеспечивалось обслуживающей этот строй идеологией.
Heсоответствие
жизненных реалий педагогическим установкам привело к возрастающему
недоверию по отношению к современному образованию, что выражается в
снижении интереса учащихся к учебе, ухудшении нравственной атмосферы в
учебных заведениях, в результате, в падении качества обучения и
воспитания.
Процесс развития и усовершенствования
образования обусловливает поиск новых идей, технологий, форм и методов
организации учебного процесса. Наряду с положительными результатами
обновления и стимулирования развития образовательной системы, большое
количество рассогласованных, целостно неосмысленных, частных теорий
обучения различных подходов и стратегий в воспитании вносят
растерянность ряды педагогов, потерявших четкие цели и ориентиры своей
работы. Проблема выбора теории обучения и воспитания становится для
педагогических коллективов не менее важной и определяющей, чем
профессиональное самоопределение человека для всей его дальнейшей жизни.
Bыбор
осложняется тем, что каждая из существующих концепций содержит в своей
основе рациональное зерно, обеспечивает определенные результаты и ставит
перед собой не менее благородные цели, чем другие теории.
Обучение развивающее, программированное,
проблемное, эвристическое, дифференцированное, личностно-ориентированное
и т.п. плюс еще деятельностный, личностный, культурологический,
аксиологический, акмеологический и т.д. подходы - это многообразие
скорее пугает, чем радует обычных учителей, только недавно получивших
возможность самостоятельно определять направление и стиль собственной
деятельности. Положение учащихся и их родителей еще более незавидное,
поскольку они, не имея специальной психолого-педагогической подготовки,
тем более не могут разобраться в тонкостях различных педагогических школ
и подходов. В конечном итоге мы получаем или «модные» школы, нередко
злоупотребляющие своей популярностью, или однобоко развитие детей в
результате непродуманного эксперимента, или несогласованность требований
школы и вуза, что становится сейчас большой проблемой. Выходом из этой
ситуации не может служить единственно верная теория или идеология, как
было раньше, но некоторая объединяющая и вдохновляющая идея должна
сплотить и соединить все лучшее из существующих
образовательно-воспитательных систем. Многие теории дают хорошие
результаты, но их универсализация приведет к одностороннему эффекту, а
чтобы добиться лучшего, следует использовать комплекс, взаимодействие
разнообразных систем, в том числе и зарубежный опыт.
I)
отечественной педагогике предпринимаются попытки системного,
интегрального согласования различных моделей обучения и воспитания,
реализация которых позволит избежать перекосов отдельных теорий и даст
совокупный эффект как в теоретическом плане, так и на практике.
Связующей идеей целостного осмысления
различных подходов и теорий может выступить идея творческого
саморазвития, в равной степени относящаяся ко всем субъектам
учебно-воспитательного процесса. Важно, что эта идея не противоречит ни
одной из традиционно зарекомендовавших себя или инновационных теорий
обучения и воспитания, напротив, она способна стимулировать развитие и
взаимодействие разных стратегий. В то же время, идея творческого
саморазвития предъявляет высокие требования к субъектам образования,
поэтому к ней нельзя отмоешься просто как к красивой абстрактной цели,
т.е. провозглашать, но ничего не делать для ее реализации (от этого до
недавнего времени страдала идея всесторонне развитой личности). Не
разделяя два подхода к проблеме (по отношению к учащимся и к педагогам),
которые должны рассматриваться в единстве и взаимосвязи, проанализируем
основные моменты становления идеи творческого саморазвития личности.
Начиная с 60-х гг., в педагогику стали
проникать идеи диалога, сотрудничества, уважения личности,
взаимопонимания и терпения к чужому мнению, которые привели к
необходимости переориентации современного образования на личность и ее
развитие, рассмотрение основных целей и задач с гуманистической точки
зрения. При этом часто приходится преодолевать трудности утверждения
нового педагогического мышления в массе учителей, стили работы которых
формировались в условиях авторитарной педагогики, на деле исключавшей
независимые, творческие установки преподавания. Решение этой проблемы
требует теоретического педагогического осмысления ценностей образования,
сознательного их использования и привития детям, то есть, необходима
разработка гуманистической философии образования, выступающей в качестве
методологии педагогики.
Анализ демократической и гуманистической
концепции творческого саморазвития личности затрагивает следующий
понятийный аппарат: понятие «личность» и гуманистический подход к его
определению; понятие «образование личности» как целое, частями которого
выступают «обучение» и «воспитание»; понятие «саморазвитие личности» как
базовое для характеристики целей, содержания и средств образования;
понятие «свобода личности» как цель и результат собственно
гуманистического воспитания; понятие «творчество» как средство и
необходимое условие эффективного саморазвития.
Изменение целей образования на современном
этапе, обусловленное усилением гуманистических и
личностно-ориентированных тенденций, выдвигает на первый план вопросы
внутреннего мира, мировоззрения и системы ценностей личности. Большое
значение в этой связи приобретают идеи представителей гуманистической
психологии (Ш.Бюллер, Т.Грининг, А. Маслоу, Г.Олпорт, К.Роджерс,
Э.Сьютич и др.), рассматривающих личность как духовную индивидуальность,
направленность которой задается глубинными ценностными ориентациями.
Таким образом, приоритетной ценностью образовательного процесса
становится уникальность личности, ее неповторимая индивидуальность,
собственный путь развития и становления человека. Большее внимание
уделяется потенциальным возможностям и внутренним ресурсам личности с
целые более эффективной работы идеи творческого саморазвития личности.
Гуманистическая направленность образования
меняет привычные представления о его цели как формировании
систематизированных знаний, умений, навыков, «хорошей обученности»,
«школьного отличника» Сегодня гуманитарная парадигма утверждает:
«Человек - цель!», и под этим подразумевается лишь одно - помощь в его
саморазвитии, раскрытии способностей. Основной целью многих
существовавших педагогических теорий являлось всестороннее развитие
личности. Актуальна ли эта цель сейчас? С одной стороны, это социальный
мираж, нужно реально определять цели и условия воспитания, с другой -
это прекрасный идеал, вдохновляющий и древних мыслителей, и
педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, т.е. это общечеловеческая идея,
на которую не имеет праве посягать авторитарная педагогика. Идея
всестороннего развития может рассматриваться как перспектива, как идеал
гуманного и свободного общества в целом. Реальная цель для школы сегодня
- дать ученику базовое образование и культуру, затрагивающие именно все
стороны личности на уровне, достаточном для старта саморазвития. И на
этой основе создать условия для развития тех сторон личности, для
которых есть наиболее-благоприятные субъективные предпосылки
(наследственные задатки индивидуальные способности и т.п.) и
объективные возможности (школа семья, общество). Таким
образом, на начальном этапе учебно воспитательная система
должна обеспечить элементарный уровень всестороннего образования
человека: умственного, физического, нравственного и т.п., то есть
обеспечить минимум, чтобы создать базу для дальнейшего развития
культуры личности.
Эта грань понятия образования выводит на
следующий термин: «саморазвитие личности». Традиционная педагогика
исходила из методов прямого влияния на ребенка, на его психику. Новый
подход состоит в том, что человек сам образует и развивает себя, а
педагог лишь создает условия для образования личности, исходя из
общественного идеала. Таким образом, гуманистический подход к
образованию ставит в центр педагогики личность ребенка, предполагая
разрабатывать конкретные методы работы, связанные с целями, средствами и
условиями саморазвития личности. Термин «саморазвитие» требует более
пристального внимания и контексте идеи творческого саморазвития
личности. Это понятие присутствует сейчас практически в каждой
образовательной программе в качестве главного ориентира, но однозначного
и исчерпывающего определения ему не дают даже авторы соответствующих
программ.
При возрастающей роли гуманизации образования,
повышении внимания к миру личности саморазвитие приобретает приоритетное
значение, а неоднозначность и расплывчатость его трактовки создает
неопределенность целей и усложняет введение в образовательный процесс
самостоятельной ученической активности. Таким образом, необходимо
тщательное изучение понятия саморазвития как в широком, так и в узком
смыслах: анализ его отличия от традиционного понятия развития;
определение его основных характеристик, компонентов и параметров,
базовых и порождаемых процессов; выяснение условий, факторов и барьеров
реализации; выделение особенностей целей и методов. Идея саморазвития
личности подразумевает в том числе смещение акцентов в мотивации учения
с долга (или необходимости) на интерес, то есть оказывается связанной с
проблемой свободного развития каждого.
Понятие «творчество» не претерпевает
существенного изменения в рамках нового подхода: основная часть критики,
звучащая сейчас в обществе по этому поводу, не связана с трактовкой
самого понятия, а может быть выражена в терминах оскудения творческого
начала и стереотипности работы системы образования. Потребность в
интеллектуально инициативных личностях, оригинальных мыслителях, духовно
свободных и культурных людях со свежими, неординарными подходами к
актуальным проблемам становится особенно острой в связи с застоем и
отставанием в науке, унификацией, образования, вытеснением подлинной
культуры массовой цсевдокультуро|1 Общество нуждается в продуктивно
мыслящих людях, их творческих идеях, смелых проектах. Для осознания
необходимости и возможности целенаправленного обучения творчеству
требуется в первую очередь ясное представление о внутренней роде и
механизмах процесса творчества, о факторах, помогающих развитию и о
препятствиях, мешающих творческим проявлениям человека.
Необходимо твердо определить творчество как
процесс, а не просто как результат некой деятельности, приводящей к
созданию нового качества. К тому же надо отказаться от ложного
убеждения, что творчеству невозможно научить, что нельзя развить
имеющиеся творческие способности. Осмысление механизма возникновения
творческих решений и сопутствующих условий поможет предложить способы
повыше творческого потенциала и методы обучения творчеству. При этом,
ключевыми моментами в духе гуманистического подхода к развитию
творческой личности следует считать мотивацию, потребности и жизненные
цели личности, определяющие направление ее движения. Процесс творчества,
рассматриваемый как важнейший фактор и необходимое условие эффективного
саморазвития, определяет созидательную сущность саморазвития.
Роль творчества в саморазвитии не сводится
только к использованию эвристических методов в образовании, а
подчеркивает процесс творчества самой личности; саморазвитие не означает
спонтанную актуальность, а является мотивированным творческим процессом
раскрытия и развития реальных и потенциальных способностей,
сознательного самообразования и самовоспитания личности. Гуманистический
аспект образования и идеи творческого саморазвития личности меняют
статус учащегося в системе образования. Ребенок перестает быть объектом
педагогического воздействия, средством реализации педагогических
программ, а становится полноправным субъектом педагогической работы,
наряду с учителем. Материал осваивается субъектами
образования – учеником и учителем - в процессе выбора, исследования, в
ходе саморазвития обо (или всей взаимодействующей группы). Таким
образом, в рамках гуманистической концепции под образованием понимается
процесс взаимодействия взрослых и детей, имеющий целью создание
культурных условий для творческого саморазвития личности.
Для создания новых педагогических технологий,
развития и поиска свежих идей, построения целостной системы образования,
социализации и творческого саморазвития личности человека необходимо
стимулирование поисковой деятельности, создание инновационно -
творческой среды для педагогов, обеспечение поддержки и управления этого
процесса, который должен оставаться открытым для разного рода подходов,
интегрально объединяя позитивные моменты всех обсуждаемых концепций.
|