Публикации  
   

E-mail: school8rasskasowo@yandex.ru

393250 Тамбовская область,

г.Рассказово, ул.Советская, 2

тел. 8(47531) 22-645

        8(47531) 20-717

02.05.09 

Домашняя
Вверх
Карта сайта
План
Статистика
Новости
Фотографии
Обратная связь

 

 

МАТЕРИАЛЫ

II Всероссийской научно-практической Internet-конференции

22-28 мая 2006 год,

 г.Тамбов

 

АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Кондратьева Г.В., Котенко Т.Н., Воронина А.В.

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

МОУ СОШ № 8 г. Рассказово

Педагогические концепции характеризуют тенденции в развитии гуманистической педагогики, педагогики не функциональных,  а личностных отношений. Отметим, что в целом в современной педагогической науке преобладают концептуальные воззрения, в соответствии с которыми акцентируется внимание не на единичных фактах, а на целой системе взглядов и идей. Ознакомление с ними, как отмечает С.В. Кульневич,  способствует пробуждению у педагогов -практиков концептуального педагогического мышления. Оно отличается от рационально- прагматического тем, что направлено на глубинное понимание смысла новых идей, проникновение в существо предлагаемых для реализации научных замыслов. Это особенно важно, т.к. современной школе необходим учитель, который не только умеет думать, но и способен мыслить, т.е. порождать собственные смыслы педагогической деятельности, что составляет сущность одной из идей гуманистической педагогики. С ее позиций ни одно из теоретических положений не является бесспорным и жестким постулатом, учитель подходит к образованию как к творческой, реально гуманной деятельности. В свою очередь, чтобы учение и поведение ученика стали гуманными, необходимо изменение режима его работы и сознания. Из режима отражения (повторения, воспроизведения переданных учителем знаний и опыта поведения) оно должно быть направлено в режим творческого производства собственных смысла и опыта - учения, поведения, самореализации. Но сознание - это самоорганизуемая  система. Оно не терпит насилия и привычных для формирования мыслительных операций воспитывающих и обучающих воздействий традиционной педагогики.

Личность, подчеркивает В.В. Сериков, с точки зрения гуманистической педагогики, понимается как носитель сознания и воли, она может развиваться только произвольно, лучше сказать, добровольно. Однако механизм принуждения нельзя при этом исключить совершенно. Он оказывается как бы «встроенным» в личность, и педагог нередко прибегает к нему, воздействуя на обучаемого и воспитуемого через стыд и неприятные переживания. Гуманистическое воспитательное воздействие предполагает, вероятно, сохранение этого механизма как внутреннего феномена. Как только личность начинает воспринимать это «насилие» как насилие без кавычек, ее поведение обретает защитно-оборонительный характер, происходит адаптация к наказанию, и парадокс здесь в том, что по мере эскалации наказания растут и адекватные усилия личности. Она как бы «Закрывается» для воспитательного влияния, отчуждается от деятельно­сти, через которую это влияние хотели бы осуществить.

Конкретным источником развития индивида могут выступать различные сферы его жизнедеятельности; личностный опыт может приобре­таться в сфере интеллектуально-познавательного поиска, если таковой превращается в поиск знания, наделенного личностным смыслом; в про­цессе коммуникативно-диалогической деятельности, если таковая ведет к выработке и апробации собственной жизненной позиции; в сфере эмо­ционально-личностных проявлений при поиске личностных смыслов, наработке и переживании ценностных аспектов различных действий и отношений. Словом, воспитание всех личностно ценных и значимых ка­честв означает реализацию идеи гуманного обучения и воспитания, от­ношение к человеку как к высшей ценности.

Практическая  деятельность  общеобразовательных  школ,  как  отме­чают  Т.И. Шамова,   Т.М. Давыденко, в настоящее время изобилует разно­образными попытками создания образовательной среды, способствую­щей самореализации учащихся: появление образовательных учреждений (гимназий, лицеев, авторских школ), обеспечивающих повышенный уро­вень образования; введение профильного обучения, решающего, прежде всего, проблему профессионального самоопределения обучающихся; включение учащихся в работу творческих объединений на основе учета их познавательных интересов и др. Потребность сделать школу для всех учащихся более гуманной и привлекательной ощущается как одна из са­мых насущных. Именно эта потребность вызвала к жизни идею создания адаптивной школы, которая призвана учитывать возможности всех детей, обеспечивая условия для их жизненного самоопределения и самореали­зации.

Сторонники адаптивной системы образования считают, по мнению П.И. Третьякова, С.Н. Митина, Н.Н. Бояринцевой, что ее эффективность будет заключаться в том, что с меньшими затратами для школьника, его психического и физического здоровья можно будет достичь тех же ре­зультатов в обучении, которых достигали в единой политехнической об­щеобразовательной школе, и в то же время во много раз превзойти ее по уровню развития личности обучающихся, их эмоционально-волевой, мотивационной, интеллектуально-творческой сфер.

Стремление сделать образование адаптивным, то есть интересными посильным, привлекательным и с добротным уровнем сложности, фик­сированным и индивидуализированным, стандартным и максимально творческим одновременно - это порождение сформировавшейся гумани­стической концепции образования и воспитания в современной педагоги­ке.

Гуманистическая традиция - стремление к возвышению человека, наиболее полное воплощение в нем человеческой сущности несправед­ливо считать явлением педагогической мысли лишь нашего времени. По сути даже в самые мрачные периоды человеческой истории педагогика была одной из сфер познания и практики, в которой, несмотря на проти­воборство различных научных школ, а чаще - собственно педагогическо­го и государственно-доктринального начал, не угасал характерный для подлинной педагогики идеал воспитания и образования.

Личностный подход в образовании преемственно связан с гумани­стической традицией в педагогике, которая корнями уходит в глубинные истоки человеческой культуры. Расцвет гуманизма связывают с эпохой Возрождения. В связи с этим обычно называют имена Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ф. Рабле, Я.А. Коменского. Позднее к этой плеяде стали причис­лять представителей нового времени - М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого.

В современной педагогике гуманистическая концепция вызвала к жизни новый этап развития мировой педагогической мысли:

•      меняется общий взгляд на образование в направлении более глубокого понимания его как культурного процесса, суть которого про­является в гуманистических и творческих способах взаимодействия его участников;

•      изменяется представление о личности, которая наделяется раз­личными субъективными свойствами, характеризующими ее автономию, независимость, способность к выбору, рефлексии, саморегуляции и т.п., в связи с чем меняется и ее роль в педагогическом процессе, она становит­ся его системообразующим началом;

•      за ученикам окончательно закрепляется статус субъекта обра­зования и собственной жизни, обладающего уникальной индивидуально­стью;

•      в педагогику активно проникают и становятся востребованны­ми результаты новейших исследований о психологических механизмах развития личности.

С точки зрения последователей гуманистической педагогики, лич­ностная (во многих случаях это означает «адаптивная») направленность образовательного процесса определяющим способом влияет на ценности

гуманистической педагогической культуры, в качестве которых высту­пают: не только знания, но и личностные смыслы учения в жизни ребен­ка; не отдельные (предметные) умения и навыки, а индивидуальные осо­бенности, самостоятельная учебная деятельность, жизненный опыт лич­ности; не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забота, сотрудничество и диалог ученика и учителя; не объем знаний, не количество усвоенной информации, а целостное развитие, саморазвитие и личностный рост ученика.

Что касается содержания образования, воспитания и обучения, то оно, с точки зрения гуманистической педагогики, должно иметь все то, что нужно человеку для строительства и развития собственной личности, то есть имеются в виду аспекты и сугубо образовательный, и развиваю­щий, и воспитательный; включаются, по крайней мере, следующие ком­поненты: аксиологический, когнитивный,  деятельностно - творческий и личностный.

Аксиологический компонент имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказание помощи в выборе личностно-значимой систе­мы ценностных ориентации, личностных смыслов.

Когнитивный компонент содержания обеспечивает их научными знаниями о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития.

Деягельностно-творческий компонент способствует формирова­нию и развитию у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации личности в познании, труде, научной, художественной и других видах деятельности.

Личностный компонент обеспечивает познание себя, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, само­совершенствования, нравственного и жизненного самоопределения, фор­мирует личностную позицию. Личностный компонент, с точки зрения педагогики гуманизма, является системообразующим в содержании лич­ностно ориентированного образования, и при этом существенно отлича­ется от традиционного содержания, системообразующим компонентом которого признается когнитивный.

Переход к личностно ориентированному образованию и воспита­нию зависит от учителя - его желания, общей и педагогической культу­ры, личностных качеств.

Требования, позволяющие назвать учителя сторонником и при­верженцем гуманистической педагогики, таковы: имеет ценностное от­ношение к ребенку, культуре, творчеству; проявляет гуманную педагоги­ческую позицию; заботится об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей; умеет создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образователь­ную среду; умеет работать с содержанием обучения, воспитательных влияний, придавая им личностно-смысловую направленность; владеет разнообразными педагогическими технологиями, умеет придавать им личностно-развивающую направленность; проявляет заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка.

Общими принципами организации среды учения и жизнедеятель­ности школьников для специалиста-приверженца гуманистической педа­гогики становятся:

-  природосообразность: учет закономерностей природного разви­тия детей, укрепление их физического и психического здоровья;

- культуросообразность: обучение, воспитание и организация жиз­ни детей в контексте культуры;

-  индивидуально-творческий подход: удовлетворение интересов и потребностей каждого ребенка в разнообразных видах творческой дея­тельности;

- жизнетворчество: включение детей в решение реальных проблем их коллективной и личной жизни, обучение технологии построения соб­ственной жизни в изменяющихся экономических и социокультурных ус­ловиях;

-  сотрудничество: объединение целей детей и взрослых, общая деятельность и согласованность действий, общение и взаимопонимание, общая устремленность в будущее и взаимная поддержка.

 

 

 

ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Шаршов ИЛ., Макарова Л.К, Котенко Т.П., Савина Г Д.

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

МОУ СОШ № 8 г. Рассказово

 

Кризис современной педагогики, который можно назвать кризисом смены парадигм, остро ставит вопросы осмысления причин и путей вы­хода из создавшегося положения Анализ отечественной образовательной системы на данный момент приводит к неутешительному выводу о поте­ре работниками образования идеологических и нравственных ориентиров в современном обществе, что глобально связано с отсутствием общена­циональной идеи, а в частности, с переосмыслением и отторжением прежних педагогических ценностей, неприемлемых с позиций демократических свобод. Отечественная педагогика имела в своей основе идеи, которые в настоящее время утратили свое значение, показав либо свою искусственность, либо неприемлемость в рамках современной оценки нашего прежнего общественно-политического строя. Следует признать, что существовавшие псевдоценности, в том числе и педагогические, являлись антигуманными и антидемократическими, если не на словах, то деле, что обеспечивалось обслуживающей этот строй идеологией. Heсоответствие жизненных реалий педагогическим установкам привело к возрастающему недоверию по отношению к современному образованию, что выражается в снижении интереса учащихся к учебе, ухудшении нравственной атмосферы в учебных заведениях, в результате, в падении качества обучения и воспитания.

Процесс развития и усовершенствования образования обусловливает поиск новых идей, технологий, форм и методов организации учебного процесса. Наряду с положительными результатами обновления и стимулирования развития образовательной системы, большое количество рассогласованных, целостно неосмысленных, частных теорий обучения различных подходов и стратегий в воспитании вносят растерянность ряды педагогов, потерявших четкие цели и ориентиры своей работы. Проблема выбора теории обучения и воспитания становится для педагогических коллективов не менее важной и определяющей, чем профессиональное самоопределение человека для всей его дальнейшей жизни. Bыбор осложняется тем, что каждая из существующих концепций содержит в своей основе рациональное зерно, обеспечивает определенные результаты и ставит перед собой не менее благородные цели, чем другие теории.

Обучение развивающее, программированное, проблемное, эвристическое, дифференцированное, личностно-ориентированное и т.п. плюс еще деятельностный, личностный, культурологический, аксиологический, акмеологический и т.д. подходы - это многообразие скорее пугает, чем радует обычных учителей, только недавно получивших возможность самостоятельно определять направление и стиль собственной деятельности. Положение учащихся и их родителей еще более незавидное, поскольку они, не имея специальной психолого-педагогической подготовки, тем более не могут разобраться в тонкостях различных педагогических школ и подходов. В конечном итоге мы получаем или «модные» школы, нередко злоупотребляющие своей популярностью, или однобоко развитие детей в результате непродуманного эксперимента, или несогласованность требований школы и вуза, что становится сейчас большой проблемой. Выходом из этой ситуации не может служить единственно верная теория или идеология, как было раньше, но некоторая объединяющая и вдохновляющая идея должна сплотить и соединить все лучшее из суще­ствующих образовательно-воспитательных систем. Многие теории дают хорошие результаты, но их универсализация приведет к одностороннему эффекту, а чтобы добиться лучшего, следует использовать комплекс, взаимодействие разнообразных систем, в том числе и зарубежный опыт. I) отечественной педагогике предпринимаются попытки системного, ин­тегрального согласования различных моделей обучения и воспитания, реализация которых позволит избежать перекосов отдельных теорий и даст совокупный эффект как в теоретическом плане, так и на практике.

Связующей идеей целостного осмысления различных подходов и теорий может выступить идея творческого саморазвития, в равной степе­ни относящаяся ко всем субъектам учебно-воспитательного процесса. Важно, что эта идея не противоречит ни одной из традиционно зареко­мендовавших себя или инновационных теорий обучения и воспитания, напротив, она способна стимулировать развитие и взаимодействие раз­ных стратегий. В то же время, идея творческого саморазвития предъявля­ет высокие требования к субъектам образования, поэтому к ней нельзя отмоешься просто как к красивой абстрактной цели, т.е. провозглашать, но ничего не делать для ее реализации (от этого до недавнего времени страдала идея всесторонне развитой личности). Не разделяя два подхода к проблеме (по отношению к учащимся и к педагогам), которые должны рассматриваться в единстве и взаимосвязи, проанализируем основные моменты становления идеи творческого саморазвития личности.

Начиная с 60-х гг., в педагогику стали проникать идеи диалога, со­трудничества, уважения личности, взаимопонимания и терпения к чужо­му мнению, которые привели к необходимости переориентации совре­менного образования на личность и ее развитие, рассмотрение основных целей и задач с гуманистической точки зрения. При этом часто прихо­дится преодолевать трудности утверждения нового педагогического мышления в массе учителей, стили работы которых формировались в условиях авторитарной педагогики, на деле исключавшей независимые, творческие установки преподавания. Решение этой проблемы требует теоретического педагогического осмысления ценностей образования, сознательного их использования и привития детям, то есть,  необходима разработка гуманистической философии образования, выступающей в качестве методологии педагогики.

Анализ демократической и гуманистической концепции творческого саморазвития личности затрагивает следующий понятийный аппарат: понятие «личность» и гуманистический подход к его определению; понятие «образование личности» как целое, частями которого выступают «обучение» и «воспитание»; понятие «саморазвитие личности» как базовое для характеристики целей, содержания и средств образования; понятие «свобода личности» как цель и результат собственно гуманистического воспитания; понятие «творчество» как средство и необходимое условие эффективного саморазвития.

Изменение целей образования на современном этапе, обусловленное усилением гуманистических и личностно-ориентированных тенденций, выдвигает на первый план вопросы внутреннего мира, мировоззрения и системы ценностей личности. Большое значение в этой связи приобретают идеи представителей гуманистической психологии (Ш.Бюллер, Т.Грининг, А. Маслоу, Г.Олпорт, К.Роджерс, Э.Сьютич и др.), рассматривающих личность как духовную индивидуальность, направленность которой задается глубинными ценностными ориентациями. Таким образом,  приоритетной ценностью образовательного  процесса становится уникальность личности, ее неповторимая индивидуальность, собственный путь развития и становления человека. Большее внимание уделяется потенциальным возможностям и внутренним ресурсам личности с целые более эффективной работы идеи творческого саморазвития личности.

Гуманистическая направленность образования меняет привычные представления о его цели как формировании систематизированных знаний, умений, навыков, «хорошей обученности», «школьного отличника» Сегодня гуманитарная парадигма утверждает: «Человек - цель!», и под этим подразумевается лишь одно - помощь в его саморазвитии, раскрытии способностей. Основной целью многих существовавших педагогических теорий являлось всестороннее развитие личности. Актуальна ли эта цель сейчас? С одной стороны, это социальный мираж, нужно реально определять цели и условия воспитания, с другой - это прекрасный идеал, вдохновляющий и древних мыслителей, и педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, т.е. это общечеловеческая идея, на которую не имеет праве посягать авторитарная педагогика. Идея всестороннего развития может рассматриваться как перспектива, как идеал гуманного и свободного общества в целом. Реальная цель для школы сегодня - дать ученику базовое образование и культуру, затрагивающие именно все стороны личности на уровне, достаточном для старта саморазвития. И на этой основе создать условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее-благоприятные  субъективные   предпосылки   (наследственные   задатки индивидуальные способности и т.п.) и объективные возможности (школа семья,    общество).    Таким   образом,    на    начальном    этапе   учебно воспитательная система должна обеспечить элементарный уровень всестороннего образования человека: умственного, физического, нравствен­ного и т.п., то есть обеспечить минимум, чтобы создать базу для даль­нейшего развития культуры личности.

Эта грань понятия образования выводит на следующий термин: «саморазвитие личности». Традиционная педагогика исходила из мето­дов прямого влияния на ребенка, на его психику. Новый подход состоит в том, что человек сам образует и развивает себя, а педагог лишь создает условия для образования личности, исходя из общественного идеала. Та­ким образом, гуманистический подход к образованию ставит в центр пе­дагогики личность ребенка, предполагая разрабатывать конкретные методы работы, связанные с целями, средствами и условиями саморазвития личности. Термин «саморазвитие» требует более пристального внимания и контексте идеи творческого саморазвития личности. Это понятие при­сутствует сейчас практически в каждой образовательной программе в качестве главного ориентира, но однозначного и исчерпывающего опре­деления ему не дают даже авторы соответствующих программ.

При возрастающей роли гуманизации образования, повышении внимания к миру личности саморазвитие приобретает приоритетное зна­чение, а неоднозначность и расплывчатость его трактовки создает неоп­ределенность целей и усложняет введение в образовательный процесс самостоятельной ученической активности. Таким образом, необходимо тщательное изучение понятия саморазвития как в широком, так и в узком смыслах: анализ его отличия от традиционного понятия развития; опре­деление его основных характеристик, компонентов и параметров, базо­вых и порождаемых процессов; выяснение условий, факторов и барьеров реализации; выделение особенностей целей и методов. Идея саморазви­тия личности подразумевает в том числе смещение акцентов в мотивации учения с долга (или необходимости) на интерес, то есть оказывается связанной с проблемой свободного развития каждого.

Понятие «творчество» не претерпевает существенного изменения в рамках нового подхода: основная часть критики, звучащая сейчас в об­ществе по этому поводу, не связана с трактовкой самого понятия, а мо­жет быть выражена в терминах оскудения творческого начала и стерео­типности работы системы образования. Потребность в интеллектуально инициативных личностях, оригинальных мыслителях, духовно свобод­ных и культурных людях со свежими, неординарными подходами к актуальным проблемам становится особенно острой в связи с застоем и от­ставанием в науке, унификацией, образования, вытеснением подлинной культуры массовой цсевдокультуро|1 Общество нуждается в продуктив­но мыслящих людях, их творческих идеях, смелых проектах. Для осозна­ния необходимости и возможности целенаправленного обучения творчеству требуется в первую очередь ясное представление о внутренней роде и механизмах процесса творчества, о факторах, помогающих развитию и о препятствиях, мешающих творческим проявлениям человека.

Необходимо твердо определить творчество как процесс, а не просто как результат некой деятельности, приводящей к созданию нового качества. К тому же надо отказаться от ложного убеждения, что творчеству невозможно научить, что нельзя развить имеющиеся творческие способности. Осмысление механизма возникновения творческих решений и сопутствующих условий поможет предложить способы повыше творческого потенциала и методы обучения творчеству. При этом, ключевыми моментами в духе гуманистического подхода к развитию творческой личности следует считать мотивацию, потребности и жизненные цели личности, определяющие направление ее движения. Процесс творчества, рассматриваемый как важнейший фактор и необходимое условие  эффективного саморазвития, определяет созидательную сущность саморазвития.

Роль творчества в саморазвитии не сводится только к использованию эвристических методов в образовании, а подчеркивает процесс творчества самой личности; саморазвитие не означает спонтанную актуальность, а является мотивированным творческим процессом раскрытия и развития реальных и потенциальных способностей, сознательного самообразования и самовоспитания личности. Гуманистический аспект образования и идеи творческого саморазвития личности меняют статус учащегося в системе образования. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия, средством реализации педагогических программ, а становится полноправным субъектом педагогической работы, наряду с учителем. Материал осваивается субъектами образования – учеником и  учителем - в процессе выбора, исследования, в ходе саморазвития обо (или всей взаимодействующей группы). Таким образом, в рамках гуманистической концепции под образованием понимается процесс взаимодействия взрослых и детей, имеющий целью создание культурных условий для творческого саморазвития личности.

Для создания новых педагогических технологий, развития и поиска свежих идей, построения целостной системы образования, социализации и творческого саморазвития личности человека необходимо стимулирование поисковой деятельности, создание инновационно - творческой среды для педагогов, обеспечение поддержки и управления этого процесса,  который должен оставаться открытым для разного рода подходов, интегрально объединяя позитивные моменты всех обсуждаемых концепций.

 

Назад Домашняя Вверх Далее

Дата последнего изменения этого узла 27.04.2009

Hosted by uCoz